Основы светотехники

Основы светотехники

Это первая статья блока, частично раскрывающая необходимые для светодизайнера знания. В ней речь пойдет об основополагающем, лежащем в самом фундаменте направления предмете — основах светотехники. В частности, мы поговорим о конкретной необходимости, иначе говоря, потребности человека в свете, для чего имеет смысл немного пересмотреть пирамиду потребностей А. Маслоу под углом нашей тематики – сравнить ее и найти сходства и расхождения. Насколько известно, пирамида состоит из пяти основных уровней: Физиологические потребности Потребность в безопасности Социальная потребность (принадлежности к группе) Потребность в уважении Потребность в саморазвитии и самореализации Если рассмотреть эту модель под углом светодизайна, выглядеть она будет примерно подобным образом (данную концепцию разрабатывали опытные светодизанейры): Свет, чтобы существовать. Поддерживает основные потребности человека, необходимые для осуществления физиологических процессов. К примеру, освещение – необходимое условие эволюционного развития зрения, в ином случае, животные виды на Земле не нуждались бы в нем. Речь идет о естественном освещении, например, из окна. Свет, чтобы видеть. Необходимое для ориентации в пространстве количество света, позволяющее ловко огибать стены, не сталкиваясь с углами при походе за чаем вечером и не наступая на черного кота, которого совершенно не видно в темноте, иначе говоря — для безопасного перемещения. На данном этапе в игру вступает искусственное освещение. Свет, чтобы делать. Тут, внимательный читатель заметит некоторые расхождения с авторской теорией А. Маслоу, однако, ее необходимо немного изменить в связи с потребностями темы. Рассмотрим потребность в принадлежности к группе через рабочую сферу (тоже группа). Поэтому тут речь идет о том свете, который необходим для выполнения работы – чтения, письма, готовки и проч. Следует оговорить, что для разного типа занятий требуется различное же количество света. В прошлых статьях мы уже говорили о том, что многое в светодизайне индивидуально для каждого клиента. Свет, чтобы чувствовать. На этом уровне свет необходим для создания приятной для обитателя атмосферы, а также для использования освещения ради привлечения внимания других людей, организации эмоционального воздействия. Например, акцентирующее или декоративное освещение, вроде подсветки для картин. Конечно, тут взаимосвязь с пирамидой потребностей несколько условна. Свет, чтобы самовыражаться. Тут, пожалуй, связь наиболее сильная, поскольку светодизайн предлагает множество инструментов для творческого самовыражения. Изменение общего настроения или каких-то отдельных деталей, создание световых инсталляций позволяет творить и самовыражаться. Но одного этого недостаточно для того, чтобы успешно использовать магию света в работе и быту — необходимо знать некоторые понятия направления: Световой поток (люмен) – иначе говоря, объем света, даваемый светильником. Освещенность (люкс) – количество света, который падает на конкретную площадь. Коэффициент отражения – процент отражения света, который падает на поверхность. Например, белая стена отражает света значительно больше, чем черная (черный цвет – поглощает свет, неотражая его вообще). Яркость – количество света, отраженного от поверхности по направлению взгляда. Цветовая температура – визуальное восприятие света, бывает теплым и холодным. Также имеет другие цветовые ипостаси, например, белый – он наиболее нейтральный. Индекс цветопередачи – способность лампочки правильно воспроизводить цвета. Дешевые комплектующие светильников нередко передают цвета неверно. Цветное излучение – получение оттенка путем смешивания отдельных цветов. Вкратце мы описали основные понятия светодизайна (конечно, не все). В дальнейшем серия будет продолжаться, и читатель познакомится с другими сторонами данного направления.